Renome Ежемесячный общественно-политический журнал Реноме
 Powered by LetNick.com

ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
215034
ПРОСМОТРОВ

март 2015

Слово
Резонанс
Факт
Регион
Политика
Экономика
Безопасность
Общество
Спортивный обзор
Театральный обзор
О журнале
Архив номеров
Газета "Закон и порядок"
AVTO-Renome
Редакция
Вакансии
Отзывы и пожелания
Обратная связь

Чувство полного привода

Денис Чернышев


Зима с ее гололедом — прекрасное время для отработки водительских навыков. Не случайно опытные водители рекомендуют записываться в автошколы в снежное время года. Именно на скользком покрытии новички впервые ощущают, насколько призрачна грань между качением автомобиля и его скольжением. Кто-то этого скольжения панически боится, кто-то им наслаждается. Но вряд ли найдется хоть один водитель, который за всю зиму смог его избежать. Конечно, если он не «подснежник».


В последние годы словосочетание «экстремальное вождение» стало таким же модным, как и «горные лыжи». Почти у всех на слуху термины «управляемый занос», «силовое руление», «контрсмещение»… Почти все знают, что при заносе руль надо поворачивать в сторону заноса, на переднеприводной машине повороты проходят «с газом», на заднеприводной —«без газа» (вспомнили «поилки» советских времен?) А ведь езда по дорогам общего пользования в принципе не должна быть экстремальной, ей больше должны подходить определения «безопасная», «предсказуемая». Тем не менее существует особая прослойка водителей, которые хотят даже по льду ездить быстро. Кто поглупее, тренируется на улицах далеко не всегда успешно как для себя, так и для других участников движения. А умные едут, например, на Песчанку и там часами нарезают круги по замерзшему озеру, оттачивая необходимые углы поворота руля и усилие на педалях.

Есть и еще один способ повышения водительского мастерства. Это курсы водительского мастерства Школы quattro. Московские инструкторы школы в январе проводили свои выездные курсы на трассе «Красное кольцо». Основанная в 2001 году, она стала первой из зарубежных школ «от производителя», созданной в нашей стране. Основной акцент делается на выработке навыков, характерных для любого привода, но в программе школы есть несколько упражнений, учитывающих особенности привода quattro. Оказывается, на полном приводе тоже надо уметь ездить…

Мороз и солнце… Первого в избытке, чего не скажешь о втором. Именно в такой день начались занятия под руководством известного раллиста, заслуженного мастера спорта Евгения Васина. В теплом домике на трассе проходит инструктаж курсантов: краткая программа предстоящего дня, меры безопасности (все обязательно пристегнуты, включен ближний свет фар), жесты инструкторов, процедура отключения системы стабилизации ESP и множество других полезных вещей.

Учащиеся слегка ерзают от нетерпения — за окном для них прогреваются шесть учебных машин Audi quattro 3.0 TDI. Вопреки общепринятой практике подготовки курсантов это самые что ни на есть стандартные машины — никаких вмешательств в подвеску, никаких дублирующих педалей. Лишь рекламные наклейки школы говорят о том, что очень скоро эти красивые и мощные машины будут стойко переносить тяготы учебного процесса, а не вальяжно передвигаться по проспекту Мира.

Но вот вводная часть заканчивается, и всех приглашают на улицу. По машинам? Еще рано! Инструктор Алексей показывает курсантам, как нужно правильно размещаться в сиденье и обращаться с рулем при выполнении упражнений. Спинка устанавливается почти вертикально, чтобы вестибулярный аппарат работал в полную силу, это очень пригодится при выводе машины из заноса. И руками не семенить по рулю, а перехватывать его как можно шире. «Не доите козу», — смеется Алексей, попутно объясняя, почему нужно делать именно так, а не иначе.

Наконец звучит команда «По машинам!». Курсантов просят разбиться на пары более-менее одинакового роста. И это тоже не случайно: при смене водителя не придется перенастраивать сиденье и руль.

Курсанты рассаживаются по теплым машинам и выдвигаются в сторону трассы. Первое упражнение — простейшая «змейка» между конусами. Сначала вслед за машиной инструктора, затем самостоятельно минут двадцать выписывают зигзаги. На лицах курсантов читается, что «змейкой» их не удивить. А дальше для некоторых начинаются открытия: Алексей рассказывает про элементарные законы физики применительно к автомобилю — при торможении загружается передняя ось, позволяя маневрировать; при разгоне загружается задняя ось, предотвращая занос. Но все это работает при небольших углах поворота руля. Для отработки этих приемов предназначено следующее упражнение: нужно проехать через небольшой коридор и обогнуть конус с одной из сторон. И так четыре секции подряд. Самая «соль» упражнения как раз в коридоре, он ограничивает радиус объезда конуса, вынуждая выполнять «лосиный тест» в миниатюре.

Снова по машинам — и на трассу! Уже через несколько попыток выявляется парочка «горячих» экипажей, которые все активней обруливают конусы буквально на грани фола — это видно по небольшому сносу задней оси. Девушки по традиции осторожничают (да-да, среди учащихся есть и представительницы слабого пола). Инструкторы пока не осаживают курсантов: в конце концов, чтобы научиться справляться с заносом, надо его сначала спровоцировать. А где это лучше сделать, как не на специальной трассе!

Следующее упражнение еще сложнее, ограничивается не только радиус поворота, но и точка возврата на исходную прямую, движения рулем становятся все энергичней. И настает момент, когда излишек скорости и недостаток опыта сходятся воедино: развороты учебных машин происходят все чаще. Алексей останавливает заезды и прямо на трассе показывает курсантам их ошибки…

Впереди у обучаемых еще почти 15 часов упражнений по принципу «от простого к сложному», а в финале самые настоящие параллельные гонки, с победителями и проигравшими, с кубками и сертификатами. Ведь именно соревновательный момент позволяет в полной степени оценить, насколько пошло на пользу обучение. А «на сладкое» курсантов прокатят по особой трассе на машине, обутой в супершипы, а также научат делать «полицейский разворот».

Инструкторы школы уверены: полученные навыки приводят к снижению аварийности на дороге. Курсанты, умея гасить занос, теперь еще и знают, как не допустить его появления и развития. А подобные знания при нашей неспокойной дорожной обстановке всегда будут дороже заплаченных за них денег.