Renome Ежемесячный общественно-политический журнал Реноме
 Powered by LetNick.com

ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
201295
ПРОСМОТРОВ

март 2015

Слово
Резонанс
Факт
Регион
Политика
Экономика
Безопасность
Общество
Спортивный обзор
Театральный обзор
О журнале
Архив номеров
Газета "Закон и порядок"
AVTO-Renome
Редакция
Вакансии
Отзывы и пожелания
Обратная связь

Для конкурентов погода не летная

Текст: Александр Белов

Продолжают развиваться события, связанные с обеспечением мер пожарной безопасности лесных массивов, расположенных в Красноярском крае. КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» — автономное учреждение, созданное Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края, на которое возложена данная миссия, — определило подрядчиков на исполнение комплекса этих работ в 2014–2016 годах. В их числе вновь предприятие «Восток-Авиа», представившее недостоверные сведения в ходе проведения конкурсных закупок в феврале 2014 года. Тогда УФАС по Красноярскому краю усмотрело в действиях этой компании ряд нарушений федерального закона «О защите конкуренции», что было подтверждено решением Арбитражного суда. Тем не менее отношения с ООО «Восток-Авиа» продлены на новый период без проведения процедуры конкурсных закупок.


Может ли авиапредприятие, не имеющее собственного парка техники, получить контракт на выполнение лесоавиационных работ по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Красноярского края? Практика показывает, что да. Причем предложения от других региональных авиакомпаний, располагающих достаточным количеством воздушных судов, опытным летным составом и солидным стажем проведения подобных работ в крае, остаются не востребованными. В настоящее время надзорными органами установлено, что у ООО «Восток-Авиа» на момент проведения закупок в 2014 году отсутствовал собственный авиа-парк, необходимый для предоставления такого рода услуг, как не было и права пользоваться частью заявленных на рассмотрение комиссии арендованных единиц воздушной техники, поскольку сроки договоров аренды на них истекали ранее. К тому же при детальном изучении предложения этого авиапредприятия выяснилось, что часть воздушных судов будет непригодной для полетов в пожароопасный сезон в связи с окончанием срока действия сертификатов летной годности. Были выявлены факты неточного учета ресурса планера и основных агрегатов, что, как известно каждому опытному пилоту, отрицательно сказывается на безопасности полетов и может повлечь катастрофические последствия.

Однако ни итоги проверки, проведенной УФАС по Красноярскому краю, ни решение регионального Арбитражного суда, подтвердившего эти факты, не стало для КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» препятствием для продления отношений с «Восток-Авиа». И это несмотря на то, что условия его выполнения практически не изменились: собственной авиатехники у предприятия по-прежнему нет, персонала тоже, зато возникают многочисленные проблемы с арендованными судами.

Впрочем, ряд изменений в договор с ООО «Восток-Авиа» на оказание транспортных услуг (№ 254/д от 13.03.2014) все же внесен. И касается он в первую очередь повышения оплаты. В частности, стоимость летного часа по всем площадкам базирования согласно данным, указанным в приложении к дополнительному соглашению с «Восток-Авиа» на этот год, превышает планку, установленную с учетом уровня инфляции (5,5%). И к тому же существенно опережает в темпах роста средние расценки на рынке авиауслуг в нашем крае и СФО. Например, утвержденная на 2015 год цена одного летного часа воздушного судна Ан-2, которое базируется в Богучанах, составляет у ООО «Восток-Авиа» 56440 рублей. А по объективным данным экспертов, средняя стоимость одного летного часа при использовании Ан-2 на этой территории не превышает 52 тыс. рублей, иными словами, цена услуги завышена «Восток-Авиа» как минимум на 8,5%. Есть и более показательные примеры. Так, летный час воздушного судна А-22 с местом базирования в Ванаваре оценен этой компанией в 29010 рублей. Между тем среднерыночный показатель — не более 18500 рублей, а значит, стоимость взвинчена на 56,8% от продиктованных реальными затратами расценок. Завышение цены летного часа по сравнению с тарифами других региональных авиапредприятий в договоре с ООО «Восток-Авиа» наблюдается по всем позициям. Та же картина прослеживается и по стоимости авиационного топлива.

Возможно, включение в комиссию по организации закупок КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» эксперта рабочей группы «За честные закупки» КРО ОНФ Александра Шитикова позволило бы проводить такие процедуры с большей прозрачностью. Именно на это, к слову, и направлена деятельность данной организации, лидером которой является президент РФ Владимир Путин. Однако действующий состав комиссии в учреждении сочли «оптимальным как по количеству членов, так и по субъективному составу, в том числе и для обеспечения возможности стороннего контроля за соблюдением требований законодательства при осуществлении закупочной деятельности». Именно такой ответ пришел на имя руководителя рабочей группы «За честные закупки» Общероссийского народного фронта на его обращение с просьбой ввести в состав комиссии по организации и проведению закупок их эксперта.

Интересно, что госструктуры, которые напрямую имеют отношение к регулированию этого вопроса, только пожимают плечами и ограничиваются отписками. С этой точки зрения многозначителен документ, который пришел из министерства природных ресурсов и экологии в ответ на направленное обращение. Стоит отметить, что КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» является подведомственной структурой данного министерства, через которое получает госзадания и финансирование на их исполнение. А теперь (внимание!) цитируем ответ за подписью заместителя министра экологии и природных ресурсов Красноярского края С. А. Шахматова: «Определение стоимости авиационного топлива не подлежит государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. ООО «Восток-Авиа» и ГП КК «КрасАвиа» являются коммерческими организациями, устанавливающими стоимость услуг с учетом рентабельности своей деятельности. На основании приказа министерства от 18.02.2015 года № 122-ка комиссией была проведена служебная проверка законности и обоснованности действий должностных лиц учреждения, подведомственного министерству, при определении поставщиков работ (услуг) по авиапатрулированию и тушению лесных (ландшафтных) пожаров на землях лесного фонда на территории Красноярского края в 2014 году. На основании представленных учреждением документов и пояснений комиссия пришла к выводу, что учреждение осуществило выбор коммерческих компаний, предложивших минимальную стоимость своих услуг (стоимость летного часа) при прочих равных условиях (места базирования, тип воздушного судна). Выбор поставщика услуг учреждением проведен с соблюдением действующего законодательства».

А вот неудобные факты говорят о другом. Казалось бы, в условиях, когда региональная власть по призыву губернатора использует любые возможности для оптимизации краевого бюджета, платить за услуги по завышенным расценкам — неоправданная роскошь. Но, видимо, не царское это дело — вникать в нюансы сравнительной стоимости авиационного топлива и искать возможности для сокращения затрат.

Обращение с просьбой разобраться в ситуации, связанной с завышением ООО «Восток-Авиа» стоимости летного часа и расценок на авиационное топливо, которые явно не подтверждаются реальными затратами, было направлено ООО «АэроГео» и в Счетную палату Красноярского края. Представители этого авиапредприятия заявляли о необходимости провести внеплановую проверку, тем более что именно в компетенции данного госоргана входят функции финансового контроля за расходованием бюджетных средств. Ответ получен лаконичный, в нем, в частности, сказано: «В Счетную палату Красноярского края поступило ваше обращение (исх. № 729 от 17.02.2015 года). Подобное обращение вами было направлено в правоохранительные органы Красноярского края. В ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых УЭБиПК ГУ МВД России по Красноярскому краю, документы КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» изъяты». И далее по тексту ни слова о том, какие мероприятия были или будут проведены по указанным фактам. При этом никаких обращений в правоохранительные органы от ООО «АэроГео» не поступало. Словом, изложенная позиция может быть охарактеризована как, мягко говоря, неопределенная.

Следует отметить, что в 2013 году Счетная палата Красноярского края уже проводила проверку деятельности КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов». В заключении, подписанном руководителем региональной Счетной платы, ни о каких нарушениях речи не идет. Но если учесть, что компания «Восток-Авиа» передала Т. А. Давыденко в субаренду воздушное судно «Аэропракт-22» L2 RA-0127A (в соответствии с дополнительным соглашением к договору № 20/05 13 от 30 апреля 2013 года), можно говорить об определенной материальной выгоде. При этом ООО «Восток-Авиа» связано договорами аренды с КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов». В такой логике контекст проведенной проверки воспринимается уже иначе. Разумеется, изучение подобных соотношений входит в компетенцию иных государственных органов.

В целом ситуация затянулась, а внятной, разъясняющей позицию, реакции государственных органов так и не последовало. На данный момент, помимо выявленных и подтвержденных фактов нарушений антимонопольного законодательства и возможной коррупционной подоплеки в этой истории, участников регионального авиарынка серьезно беспокоит и другое: будет ли в этом году обеспечено требуемое качество выполнения работ по авиапатрулированию и тушению лесных пожаров в Красноярском крае? А это напрямую зависит от ответственности и добросовестности каждого из поставщиков этих услуг. ®