Renome Ежемесячный общественно-политический журнал Реноме
 Powered by LetNick.com

ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
124575
ПРОСМОТРОВ

март 2015

Слово
Резонанс
Факт
Регион
Политика
Экономика
Безопасность
Общество
Спортивный обзор
Театральный обзор
О журнале
Архив номеров
Газета "Закон и порядок"
AVTO-Renome
Редакция
Вакансии
Отзывы и пожелания
Обратная связь

Красноярск: тыл — фронту

Текст: Александр Белов Фото: архив КККМ

В годы Великой Отечественной войны красноярцы внесли достойный вклад в достижение Победы над фашистской Германией. Наряду с организацией вооруженного отпора врагу первоочередной государственной задачей стал перевод народного хозяйства на военное производство. С этой целью осуществлялась эвакуация в тыл основных предприятий и части населения из западных районов страны. В первые годы войны в Красноярском крае было размещено более 30 крупных промышленных предприятий.


Одним из крупнейших стало производство на базе оборудования завода «Красный Профинтерн» (позднее — «Сибтяжмаш»). Для его перевозки из Брянской области потребовалось 5934 вагона с оборудованием весом 190 тыс. тонн. Ввод предприятия в строй на новом месте осуществлялся в чрезвычайно тяжелых условиях. Разгрузка шла вручную, рабочие трудились по 13–14 часов в сутки, оборудование монтировалось в морозы, зачастую прямо на снегу. Уже в октябре 1941 года «Красный Профинтерн» выпустил первую продукцию в интересах фронта — минометы, а с мая 1943-го начался выпуск мощных магистральных паровозов серии «Серго Орджоникидзе».

Одним из первых в Красноярск из Ленинграда был эвакуирован завод № 327 Наркомэлектропрома (после войны — Красноярский радиотехнический завод). Со II квартала 1942 года его мощности были задействованы для производства самолетного переговорного устройства, приводной станции УКВ «Сектор» для истребительной авиации, локационной системы «Хорда» для наведения самолетов на цель, радионавигационной системы на базе радиомаяка «Колба» и другой радиоаппаратуры.

На базе Красноярского машиностроительного завода, до войны выпускавшего небольшое количество авиабомб и корабельных мин, был восстановлен завод № 4 им. Ворошилова, эвакуированный из Коломны, а также частично размещено оборудование заводов Ленинграда, Сталинграда, Калуги. В 1941 году основной продукцией предприятия стали зенитные пушки и минометы. Так, «красмашевской» зенитной пушкой 70-К оснащались все советские корабли — от катера до линкора. На некоторых участках фронта 80% фашистских самолетов сбивалось зенитками, произведенными на «Красмаше». К 1942 году «Красмаш» давал фронту по 500 минометов в месяц. Всего за годы вой-ны выпуск вооружения и боеприпасов на заводе увеличился в три раза, производительность труда — на 180%, себестоимость оборонной продукции снизилась наполовину. На фронт было поставлено 26 тыс. пушек различных систем, более 5 тыс. минометов, 220 тыс. крупных авиабомб, 3,5 тыс. морских мин.

В цехах строившегося бумажного комбината был размещен завод № 580 Наркомата боеприпасов (позднее — химкомбинат «Енисей»), созданный на базе оборудования Шосткинского завода пироксилиновых порохов, а также комбинатов, эвакуированных из Тульской и Ростовской областей. В годы войны здесь выпускались заряды к 76-миллиметровой дивизионной пушке, 82-миллиметровому миномету, 85-миллиметровой зенитной пушке и другим орудиям. На Красноярском механическом заводе, принявшем оборудование Онежского машиностроительного завода Наркомлеспрома, производились корпуса 122-миллиметровые снарядов и 25-килограммовых авиабомб. Завод № 863 Наркомлеспрома после войны получил название «Красноярский завод лесного машиностроения».

На площадях авиаремонтного предприятия им. Г. Т. Побежимова в октябре 1941 года был размещен завод № 477 Наркомата авиационной промышленности, эвакуированный из г. Лаптева Тульской области (ныне — ОАО «Красноярская судостроительная верфь», дочернее акционерное общество ОАО «Енисейское речное пароходство»). Буквально за два-три дня технология производства была перестроена, Перед коллективом была поставлена задача не только ремонтировать, но и вооружать мирные самолеты, чтобы они, выходя на ледовую разведку, могли дать отпор врагу, если он проникнет в Арктику. Разработку чертежей на установку пулеметов на все марки самолетов выполнил главный инженер завода Н. И. Пачин. Основную работу по изготовлению и монтажу вел начальник механического цеха Ю. Шабалин.

Заводчане ремонтировали военные самолеты, поступающие с фронта, изготавливали многие недостающие детали для боевых машин. В 1941 году работникам предприятия было поручено изготовление боеприпасов — мин. 20 августа 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР постановил выделить из состава завода самолеторемонтный и мотороремонтный цехи для Управления Полярной авиации ГУСМП. На базе этих цехов на о. Молокова была создана Центральная авиаремонтная база. Также в годы войны на заводе выпускали корпуса боевых катеров, запчасти к самолету СБ, катапультный корабельный и базовый ближний морской разведчик Бе-4, а в конструкторском бюро шла разработка патрульной летающей лодки ЛЛ-143.

Зимой 1941–1942 годов началась история Красноярского завода комбайнов, когда в город прибыли эшелоны с оборудованием Запорожского комбайнового завода «Коммунар» и Люберецкого завода сельхозмашиностроения им. А. В. Ухтомского. Их разместили в основном корпусе и вспомогательных помещениях ликероводочного производства. На этих мощностях развернулось производство корпусов 45- и 76-миллиметровых снарядов, осколочных и химических мин. С середины 1944 года завод перешел на производство сельскохозяйственных машин.

В 1941-м в Красноярске началось строительство аффинажного завода № 169 (впоследствии — Красноярский завод цветных металлов), который впервые в СССР должен был производить переработку медно-никелевых шламов Норильского горно-металлургического комбината для извлечения из них благородных металлов: платины, палладия, родия, иридия, золота. С апреля 1943 года предприятие приступило к промышленному выпуску продукции.

В 1942 году первую продукцию на фронт отправила фабрика кинопленки (позднее — завод «Квант»), основанная на базе фабрики № 6, эвакуированной из г. Шостки Ленинградской области. Здесь выпускалась кинопленка и фотобумага для нужд аэрофоторазведки, пленка, предотвращавшая запотевание стекол противогазов, дополнительные заряды к минам и многое другое.

Помимо строительства новых заводов проводилось обновление уже действующих предприятий. В частности, коренной реконструкции подвергся Красноярский паровозовагоноремонтный завод — одно из самых крупных производств в крае, принявшее в 1941 году оборудование Полтавского, Воронежского, Харьковского и Изюмского заводов Наркомата путей сообщения. Работники ПВРЗ выпускали 82-миллиметровые минометы, корпуса 122-миллиметровых снарядов, ремонтировали паровозы серии «ФД». Из его цехов выходили санитарные вагоны для перевозки раненых, вагоны-мастерские, прачечные, технические поезда специального назначения, бронепоезда. Не жалея сил, рабочие завода трудились по 10–12 часов в будни, а по субботам и воскресеньям выходили на сбор черных и цветных металлов, восполняя их острый дефицит.

Зимой 1942 года было начато строительство первого в Восточной Сибири предприятия текстильной промышленности, Канского хлопчатобумажного комбината на базе эвакуированного оборудования Высоковской прядильно-ткацкой фабрики из Московской области, Ленинградской фабрики «Красная нить» и Озерского хлопчатобумажного комбината. На базе оборудования Одесской махорочной фабрики в Канске было построено еще одно предприятие союзного значения — табачная фабрика, выпускавшая «Беломор» и махорку, которые пользовались популярностью на фронте.

Для того чтобы обеспечить бойцов Красной Армии всем необходимым, использовалась любая возможность. Даже мастерская, которая изготавливала примусы, перестроила свое производство и освоила выпуск корпусов для 50-миллиметровых мин. Фабрика кожаных изделий стала шить комплекты специальных вьюков для солдат, которые с их помощью переносили на спине многокилограммовые минометы.

Огромное значение в военное время приобрела четкая бесперебойная работа систем энергетики, транспорта, связи и других отраслей. В эти годы были заложены и развиты основы военной транспортной авиации. Одним из воздушных маршрутов ленд-лиза была засекреченная Красноярская воздушная трасса Аляска — Красноярск (АлСиб), проходившая через Чукотку, Колыму и Якутию. С осени 1942-го до августа 1945 года по ней перегоняли из США военные самолеты. Их ремонт и подготовку к отправке на фронт осуществляли в Красноярске. Изыскательскими работами по строительству трассы руководил Герой Советского Союза В. С. Молоков, начальником трассы и командиром первой перегоночной авиадивизии был Герой Советского Союза И. П. Мазурук.

Впервые в истории развития авиации перегонка самолетов велась на огромные расстояния — свыше 6 тыс. км, над малонаселенными районами, в условиях максимально низких температур — до 60 градусов ниже нуля по шкале Цельсия. Полеты выполнялись на пределе физических возможностей, но летчики с честью справлялись с трудной задачей. За три года по трассе было переброшено около 8 тыс. истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов — более половины полученных по ленд-лизу из США. Самолеты АлСиба выполняли и другие задания, например, вывозили в Воркуту стратегическую продукцию Норильского комбината, осуществляли пассажирские и дипломатические перевозки. К концу войны это была наиболее благоустроенная и технически оснащенная авиатрасса страны.

В целом за годы войны Красноярск стал крупным индустриальным центром Восточной Сибири, одним из новых промышленных арсеналов страны. Выпуск валовой продукции был увеличен в 2,8 раза. В годы войны здесь происходило становление предприятий военно-промышленного комплекса, 85% промышленной продукции Красноярска отправлялось непосредственно на фронт. Кроме того, в крае получили развитие такие отрасли, как паровозостроение, производство сельскохозяйственных машин, гидролизная, текстильная, табачная и другие.

Фронт забрал сотни тысяч рабочих рук. Для решения проблемы обеспечения перебазированных предприятий рабочей силой в феврале 1942 года правительство провело мобилизацию в промышленность и строительство городского населения. Одновременно происходило ужесточение условий труда и трудовой дисциплины. Проблема нехватки рабочих и технических кадров решалась также путем широкого привлечения женщин и молодежи. В годы войны более 60% всех работников в промышленности Красноярского края составляли женщины.

В самом начале Великой Отечественной по инициативе работниц судоремонтного завода развернулось движение под лозунгом «Жены — на производство!» Клавдия Гостева в заявлении написала: «Мой муж защищает независимость нашей великой Родины. Прошу принять меня на завод. Буду выполнять любую работу». Самоотверженно женщины трудились и в речном пароходстве. Так, Мария Селезнева, уроженка Новосибирской области, стала первой женщиной-капитаном. Окончив среднюю школу, Мария в 1940 году поступила в Красноярский речной техникум на судоводительское отделение, которое окончила в 1944-м на «отлично». В период учебы она проходила практику и работала на судах Енисейского речного пароходства. В 1941 году, с мая по август, Мария проходила практику на пароходе «Литвинов», с августа по октябрь работала рулевым парохода «Э. Тельман». В апреле 1942-го была направлена в Минусинский эксплоучасток на командную должность — вторым штурманом парохода «М. Горький», а 12 декабря 1944 года была назначена капитаном. В 1951-м Мария Николаевна вышла замуж за капитана теплохода «Генерал Ватутин» Геннадия Селезнева. В 1952 году в рейсе на пристани Даурск у нее родился сын Николай.

По семейным обстоятельствам Марию Николаевну назначили капитаном пригородного пассажирского парохода «А. Пушкин», где она проработала до мая 1962 года. В 1963-м Мария Селезнева была избрана освобожденным председателем портового комитета профсоюза. 18 октября 1964 года после непродолжительной тяжелой болезни она скончалась. Мария Николаевна избиралась делегатом IV съезда профессионального союза рабочих речного транспорта, депутатом Красноярского совета депутатов трудящихся, депутатом Кировского районного совета депутатов трудящихся Красноярского края. Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946), «За трудовое отличие» (1954), многочисленными грамотами и призами. В 1949 году ей было присвоено звание «Лучший капитан Министерства Речного флота СССР».

27 июня 1941 года в газете «Красноярский рабочий» было опубликовано письмо 286 жен железнодорожников. Они писали: «В эти грозные для страны дни мы, жены железнодорожников, полны желания оказать помощь бойцам Красной армии, выполняющим боевую великую задачу. Мы решили подготовить подарки бойцам Западного фронта... Обращаемся ко всем женщинам Красноярска с призывом подготовить подарки нашим дорогим бойцам. Пусть бойцы, командиры и политработники Красной армии, получая подарки, помнят, что за ними стоит весь многомиллионный советский народ, готовый в любую минуту встать на защиту своих завоеваний».

В суровое для страны время советские люди отправляли фронтовикам все, чем могли поделиться, приближая день Победы. Особенно много было собрано теплых вещей. Так, уже к 1 декабря 1941 года трудящиеся Сталинского (Центрального) района Красноярска подготовили для отправления бойцам и командирам Красной Армии 582 полушубка, 1633 валенка, 1141 рукавицу и большое количество других вещей и белья, всего 46 наименований.

С первых военных дней рабочие, служащие, инженерно-технические работники по собственной инициативе начали отчислять часть своей заработной платы, сбережений, вносить ценности, облигации в фонд обороны. А в День авиации, 17 августа 1941 года, состоялся общегородской воскресник, в котором участвовало около 100 тыс. человек. Столько же работало на воскреснике 7 сентября. Все заработанные деньги были перечислены в фонд обороны. К октябрю 1941 года трудящиеся Красноярска внесли в фонд более 9 млн рублей.

Яркой демонстрацией патриотизма трудящихся Красноярска стал сбор средств на строительство военной техники. Возникнув в 1942 году, это движение, развиваясь и видоизменяясь, просуществовало на протяжении всей войны. В 1943-м красноярцы вносили свои сбережения для создания танковых колонн «Красноярский рабочий» и «Красноярский колхозник», самолетов «Красный медик» и «Счастливое детство», санитарных самолетов, эскадрилий трудовых резервов, гидромедслужб и других боевых машин. Всего было собрано более 10 млн рублей, а за весь военный период — свыше 25 млн. В фонд помощи семьям фронтовиков и инвалидов войны трудящиеся края внесли помимо денежных средств 101,5 тыс. пар обуви, 142 тыс. комплектов одежды, более 590 тыс. пудов продовольствия, собрали сотни тысяч рублей на строительство танковых колонн и авиационных эскадрилий, отправили на фронт 253 вагона с подарками.

В самые тяжелые времена советские воины были уверены в безраздельной поддержке тыла, в том, что в них верят и ждут Победу. В свою очередь, героизм воинов и беззаветная преданность Родине вдохновляли тружеников тыла на высокие достижения.